Рубрики

Покровитель всех студентов и ученых Вам поможет

Сегодня 2 декабря очень важный день для всех кто имеет отношение к учению. Но читайте эту статью внимательно, так как к этому святому рекомендуется обращаться еще и с молитвой в скорбях и напастях, а так же об избавлении от искушения.

2 декабря (19 ноября по ст. стилю) – день памяти святителя Филарета Московского и Коломенского. В этот день он в центре внимания, в блеске службы, к мощам его идет непрерывный поток, но проходит день, и все стихает. Удивительно, что в обычные дни у раки Святителя Московского Филарета почти нет людей. Нет, конечно, подходят, ставят свечи, прикладываются, но по сравнению с другими местами приток все-таки небольшой. Здесь не увидишь очередей от входа с чтением акафиста, вόроха записок, цветов… Великий святой, известный своими богословскими
трудами, пастырской деятельностью, при жизни получивший дары прозорливости и исцеления почти свободен от «докучений» просителей. Может быть, поэтому он так участлив, когда его молитвенной помощи ищут не в праздник…

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря (все даты приводятся по старому стилю) в 1782 году – на второй день Рождества Христова, в праздник Собора Пресвятой Богородицы – в Коломне, в благочестивой семье диакона кафедрального Успенского собора Михаила Федоровича Дроздова. Мать будущего святителя, Евдокия Никитична – кроткая, добрая и тихая, была глубоко религиозна и благочестива. Крестили младенца 1 января 1793 года и нарекли в честь святителя Василия Великого, память которого отмечалась в тот день. Вскоре после рождения будущего святителя, его отец был рукоположен в сан священника. 

Большое влияние на воспитание мальчика оказал его дед по матери – священник Никита Афанасьевич Филиппов. Первым учителем Василия был его отец, а в девятилетнем возрасте 20 декабря 1791 года мальчик был отдан в Коломенскую духовную семинарию. Василий был одним из лучших учеников, в эти годы он начинает также петь на клиросе. 

Первоначальное образование Василий получил в Коломенской Духовной семинарии, куда был отдан в 1791 году. И уже тогда десяти-одиннадцатилетний отрок, выполняя церковное послушание в качестве воспитанника духовной школы, не только пел на клиросе, но и научился понимать духовную музыку, ощущая силу ее воздействия на душу человека. Духовная лира глубоко запала в чувства будущего митрополита, что он не оставлял ее и в старости.

Восемь лет проучился Василий Михайлович в Коломенской семинарии. Но в 1799 году указом императора Павла I Коломенская епархия была упразднена, а семинария – переведена в Тулу. Ученикам было дозволено завершить образование в духовных школах Московской епархии. По совету отца семнадцатилетний Василий Дроздов направил свои стопы в Троицкую семинарию под покров преподобного Сергия Радонежского. Так в 1800 году будущий святитель перешел в философский класс Троицкой семинарии. Исключительные, в том числе и поэтические, дарования Василия в полной мере раскрылись в Лаврской школе.

По прошествии короткого времени учебного курса ученик Лаврской семинарии Василий Дроздов был оставлен при ней уже учителем поэзии (1803), заслужив от ректора архимандрита Евграфа следующую рекомендацию: “Отлично остр, прилежен и успешен”.  Сам Митрополит Платон отметил Василия, теперь уже молодого учителя, оценив в нем педагогическое и проповедническое дарование, побудил к принятию монашества (постриг, с именем в честь святого праведного Филарета Милостивого, состоялся 16 ноября 1808 года в Сергиевской трапезной церкви Лавры) и сам рукоположил во иеродиакона (21 ноября того же года, в Свято-Духовской церкви). Отныне молодому иноку всю дальнейшую жизнь предстояло сочетать подвиг внутренний с общественным служением. 

И уже в 1809 году иеродиакон Филарет был вызван из тихого лаврского приюта в северную столицу. В 1810 году Филарет уже профессор богословия, церковной истории и археологии, в 1811 году возведен в сан архимандрита, а в 1812 году назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, в каковой должности и оставался до 1819 года. 

В марте 1819 г. перемещен Архиепископом Тверским и на 36-м году жизни Высочайше утвержден членом Святейшего Синода.

26 сентября (9 октября) 1820 г. владыка Филарет перемещен Архиепископом Ярославским и Ростовским, 3 (16) июля 1821 г. перемещен Архиепископом Московским. 
22 августа (4 сентября) 1826 г. Высокопреосвященнейший Филарет возведен Государем Императором Николаем I Павловичем в чин Митрополита Московского и Коломенского, в котором и пребывал 41 год до своей блаженной кончины.

Это время было самым блестящим периодом и в истории Московской епархии, и вообще в истории Русской Церкви. Как истинный Архипастырь, владыка Филарет во все вникал сам, был полным и настоящим хозяином в своей епархии, зорко наблюдал за всеми подчиненными органами управления, везде и на все налагал печать своих мудрых резолюций, распоряжений и суждений. 

Управление Филарета епархией было, в полном смысле, образцовое, которое, строго основываясь на канонических устоях Русской Церкви, вместе с тем, вполне соответствовало и потребностям времени. Столь же образцовым администратором он был и в более широкой сфере высшего церковного управления. С тех пор, как он стал членом Святейшего Синода (1819 г.), ни одного сколько-нибудь важного дела не решали в Синоде без его присутствия и ожидали его приезда в Царствующий град Санкт-Петербург. И Филарет “мудрый” обычно решал самые запутанные, самые трудные дела, часто составлял бумаги по синодальному делопроизводству.

Кроме круга синодального управления, его деятельность простиралась и в область высшего управления. Он был и “мужем государственным”. Принимал деятельное участие во многих чисто гражданских делах, участвовал в общественной жизни. Например, получил и исполнил Высочайшее поручение подготовить окончательную редакцию Манифеста 19 февраля 1861 года об отмене в России крепостного права.

Святитель Филарет – замечательный проповедник, богослов, духовный писатель. Всю свою жизнь митрополит Филарет связал с делом перевода Священного Писания на русский язык, разработав принципы перевода и став одним из переводчиков, редактором и главным защитником самой идеи русской Библии. Основанное в 1812 году с целью распространения Священного Писания Библейское общество просуществовало до 1828 года. За это время на русском языке изданы были отдельные книги Ветхого Завета и весь Новый Завет, причем митрополитом Филаретом было переведено Евангелие от Иоанна и составлены общие правила для перевода. 

Нельзя не сказать особо об отношении митрополита Филарета к Московской Духовной академии. С его именем связано, прежде всего, преобразование нашей школы в 1814 году, поскольку он, будучи одним из самых энергичных деятелей тогдашней Комиссии духовных училищ, принимал непосредственное участие в организации Московской Духовной академии из Славяно-Греко-Латинской академии и в течение первых восьми лет ее существования трижды по поручению Синода был ее ревизором, внимательно следившим за успехами и надлежащим направлением новооткрытой высшей духовной школы.

Под водительством святителя Филарета Московская Духовная академия взрастила выдающихся ученых, которыми вправе гордиться русская наука, и достигла исключительно высокого авторитета. Произведения ее профессоров, прошедшие горнило филаретовской цензуры, получили особую отточенность мысли и чистоту богословствования, и имя Московской академии, как филаретовской академии, приобрело заслуженную славу. Помимо проповедей и иных творений есть еще один прекрасный памятник соучастия великого пастыря и в деле российской словесности. Речь идет о стихотворной переписке митрополита Филарета и А. С. Пушкина. В мае 1828 года, находясь в состоянии некоей внутренней безотрадности, Пушкин написал известные стансы:

«Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?…»

 В ответ прозвучало пастырское слово, облеченное в стихи, проницательное и обнаруживающее знание души «сынов века»:

«Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум, –

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.»

И что же Пушкин? – В его ответе не было и следа иронии! Поэт отозвался по-детски, искренне:

«…Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей <…>

Твоим огнем душа согрета

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.»

Приведенная стихотворная переписка, может быть, самый яркий, но отнюдь не единственный пример прямого или косвенного воздействия митрополита Филарета на отечественную словесность. 

Митрополит Филарет – ревностный защитник чистоты Православия, человек долга и правды, не боявшийся противиться и Царской воле, если эта воля шла вразрез с заповедями Христовыми.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) является крупнейшим деятелем истории Русской Церкви XIX столетия. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. 

Это был благородный человек, это отмечали многие его современники. Это было не светское, мирское, благородство, а – христианское; основу его составляли искренность, смиренное представление о себе и готовность в любой момент склониться перед высшей правдой.

Святитель легко сочетал академическую деятельность и пастырское служение, будучи для одних в большей степени – богословом, публицистом, «экспертом», для других – молитвенником и наставником. За помощью к нему шли люди всех состояний, разного культурного уровня; случалось так, что даже удалившиеся от веры, каким-то внутренним чувством угадывали в нем «небесного человека».

Вознесенный на высоту церковного служения, Владыка Филарет оставался, прежде всего, монахом. Его отличали удивительная скромность и глубокое смирение, теплота молитвы и милующая любовь к людям, которым он не упускал случая творить добро, причем делал это тайно, избегая похвал человеческих. Всегда и во всем он искал исполнения воли Божией. Сокровенным оставалось его монашеское делание, которое он тщательно скрывал от посторонних глаз. 

Незадолго до кончины митрополит Филарет увидел знаменательный сон: к нему пришел его покойный отец и сказал: «Береги девятнадцатое число». С этого времени святитель решил каждое девятнадцатое число причащаться Святых Христовых Таин. 19 ноября 1867 года митрополит Филарет отслужил на Троицком подворье в Москве свою последнюю литургию и в этот день отошел ко Господу. 

Святитель Филарет был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе в 1994 году. Мощи святителя до 2004 года почивали в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. А 9 июня 2004 года совершилось торжественное их перенесение в Москву, в храм Христа Спасителя. 

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский по праву считается покровителем всех учащихся.

Известны случаи помощи при молитвенном обращении к святому. Вот один из них:

«В этом году мне предстояла защита научной работы. Процесс подготовки хлопотный, каждый, кто оказывался в роли соискателя, знает об этом.

Институт, где должны были обсуждаться результаты исследования, находится на Волхонке, напротив Храма Христа Спасителя. Правда, мое обращение к святителю Филарету определялось не близостью места, а тем, что несколько лет жизни в Москве были связаны с храмом Большое Вознесение, куда я обычно приходила. – «Филаретов храм», и ныне действующий, расположен у Никитских ворот. – Святитель Филарет мне давно близок.

С защитой были связаны определенные волнения. Для краткости скажу только, что передо мною был пример одного знакомого, тему которого Большой совет «пропустил» лишь после того, как известный специалист, академик трижды выступил в его поддержку. Перед обсуждением темы зашла в храм. У раки почти никого не было, и я не спеша помолилась у мощей святителя Филарета, пока не появилось внутреннее удостоверение: «все будет хорошо». А перед самым заседанием оказалось, что недостает какой-то малости, бумаги, которую необходимо срочно распечатать. Когда же через несколько минут вернулась в зал совета, оказалось, что тему мою уже утвердили единогласно, без малейшей заминки. Защита была поставлена…на Вознесение. Причастившись за Литургией в день праздника, отправилась в Институт. Возможности зайти в храм уже не было, но я снова обращалась к святому. (Окна зала заседаний выходят прямо на купола Храма Христа Спасителя.) Совет оказался настроен исключительно благожелательно, правда, последовали и вопросы, серьезные, «не детские», но иначе и быть не могло, и все прошло благополучно. Все это время святой будто был рядом… Непередаваемое чувство спокойствия и защищенности.»

2 декабря – замечательный повод для студентов, исследователей поучаствовать в соборном прославлении святого, попросить его помощи в учебе и научной работе. Правда, для внимательной молитвы лучше выбрать не самый день праздника…Святитель, «покровитель учащихся», великий пастырь, у мощей которого в будни нет очередей…

Тропарь Святителю Филарету, Митрополиту Московскому, глас 4:

Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре Святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству Российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради, ко Христу Богу дерзновение имея, / моли даровати Церкве утверждение, / людем и душам нашим спасение.

Кондак Святителю Филарету, Митрополиту Московскому, глас 2:

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете. Яко пастырь праведный и исповедник непорочный, по святем преставлении от безбожных поругание и поношения приял еси, Бог же знаменми и чудесы тя прослави и заступника Церкве нашея яви.

Святителю отче Филарете, моли Бога о нас, чтущих память твою верно и научающихся правде от словес твоих.

Молитва Святителю Филарету

О преславне и богомудре Святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием Вселенским Святителем был еси подобник: Великому Василию – яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель; Богослову Григорию – яко, неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобивыйся, сих искусный провозвестник явился еси; Златоустому Иоанну – яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси. И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию (Престолу Живоначальноя Троицы) и ходатайствуя о нас, моли: Церкве Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити.

Святую обитель, идеже почивают честныя мощи твоя, по заветом преподобнаго Сергия, яко ученик его присный, добре управи; иноки в подвизех укрепи; наставники умудри; званныя к пастырскому деланию, учащияся вере и благочестию в вертограде твоем духовнем, соделай избранны и достойны служения сего. Призри с Небесе, Святителю, на ны, чада твоя, и даруй теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его нам преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие (любовь нелицемерну, благочестие) до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Ему же со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 

Наиболее известна Ежедневная молитва святителя Филарета, митрополита Московского:

“Господи! Не знаю, чего просить у Тебя, Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему – чего и сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред Тобою, сердце мое Тебе отверсто. Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания – исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь”. 

Читайте эту молитву каждый день и особенно в трудное время, а Господь сам решит, что для вас действительно нужно, как вам помочь наилучшим образом.

Автор: Ирина Воробьева – ученица Школы Волшебства.

Чтобы узнать подробнее об уникальной Школе Волшебства жмите здесь.

А с друзьями и подругами страничкой поделиться не забыли?

 

У вас есть уникальная возможность зарегистрироваться на получение ежедневных рекомендаций. Согласитесь, что кто предупрежден, тот вооружен. В нашем варианте, вооружен знаниями. Какие действия принесут максимальную пользу именно в определенный день хочется знать многим. И у вас будет такая возможность.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

 

рассказать друзьям и получить подарок
Понравилась статья, расскажи друзьям
Friend me:

2 комментариев к записи “Покровитель всех студентов и ученых Вам поможет”

  • Елена:

    Спасибо большое за материал и молитвы. Поистине Святой человек и по делам своим, и по образу жизни, и польза государству Российскому неоценимая.
    Прочитала Ежедневную молитву святителя Филарета и подумала: стоишь иногда перед иконой в церкви и не найдёшь сразу слов, как выразить свою просьбу, пожелание. Что греха таить – многие просто смущаются слов старого русского языка, не понимая до конца их смысла. Мы ж нынче все рациональные, лишнего слова не произнесём. А выговориться надо! Вот и эта молитва сходит с языка, как единое слово, порыв души к Богу, облечённый в понятные слова.
    С благодарностью принимаю к использованию уповая на волю Божию.

  • ирина:

    Огромное спасибо за интересную информацию.Большое желание возникло поклониться мощам святителя Филарета.Обязательно сделаю это.А ежедневную молитву переписала,очень на душу она легла.Господь действительно знает ,что в данное время нам нужно и помогает.

Оставить комментарий

Секс шоп Купить мед. справки

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.