Рождественский пост: 28 ноября – 6 января
У православных христиан начинается Рождественский пост. Рождественский пост — один из четырех многодневных постов в православии: он продлится с 28 ноября по 6 января. Рождественский пост готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова.
Рождественский пост менее строгий, чем Великий пост и Успенский пост –
по уставу во вторник, четверг, субботу и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. В обычной приходской практике в Рождественский пост исключаются мясо, яйца и молочные продукты. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и в дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Больным и детям допускается послабление физического поста.
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним
временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Зачем установлен Рождественский пост
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту. Согласно церковному уставу, во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца. Кроме того, предписывается:
От начала поста и по 6 (19) декабря включительно (в скобках даты по новому стилю):
по средам и пятницам — сухоядение;
по понедельникам — горячая растительная пища без растительного масла;
по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;
21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;
С 7 (20) декабря по 19 декабря (1 января) включительно:
по средам и пятницам — сухоядение;
по понедельникам — горячая растительная пища без растительного масла;
по вторникам и четвергам — горячая растительная пища с растительным маслом, вино;
по субботам и воскресеньям — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино.
Кроме того, от начала поста и по 19 декабря (1 января) включительно рыбу (а значит, и вино и елей) можно употреблять в те вторники и четверги, когда случится святой со славословием или имеющий праздничный знак, в те понедельники, среды и пятницы, когда есть храмовый праздник или бдение (если иной великий святой, то разрешается вино и елей).
С 20 декабря (2 января) по 24 декабря (6 января) включительно (период празднества Рождества Христова):
по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение;
по вторникам и четвергам — горячая растительная пища без растительного масла;
по субботам и воскресеньям — горячая растительная пища с растительным маслом;
24 декабря (6 января), в Рождественский сочельник — особо строгий пост, положено есть сочиво (коливо) — сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни.
В те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление. В наши дни пост в полном соответствии с уставом соблюдают в основном монахи, для большинства мирян допускаются послабления. Так же, как и другие посты, Рождественский пост строго соблюдается старообрядцами.
Пост-то не особенно строг, разрешается вкушать рыбу. Но мы подчас усматриваем в этом
послаблении возможность не очень-то напрягаться. Рыбы сейчас в магазинах: глаза разбегаются – копченая, заливная, соленая, свежая… вот тебе и пост, вот тебе и особый «подвиг» духовного возрастания. А может, это еще одна Господняя милость к нам, немощным? Но не в том милость, чтобы накушаться всяческой рыбки впрок и надолго, а чтобы силы, высвободившиеся от нестрогого поста, направить, наконец, на борение с изнуряющими, въевшимися в плоть и кровь грехами?
Взять хотя бы такой «пустяк» как телефонные разговоры. Ведь за две-три минуты можно спокойно сказать все, что мы развозим на сорок минут, а то и на «добрый» час. Почему? А судачим, перемываем косточки, одно и то же повторяем в зуде многоглаголанья. А потом сетуем – времени не хватает, нет минуточки к сыну в дневник заглянуть, с дочкой о сокровенном пошептаться, умную книгу почитать, помолиться толком. Господи, прости нас, грешных… Ведь идем к Твоему светлому празднику Рождества, а по дороге не в небесную синь вглядываемся, а шарим жадным прищуром по придорожным кустам.
Беда нашего бытия – досужие разговоры. Пустяковый такой недуг, а как репей на нашем придорожном костюме. Нестрогий пост, рыба благославляется… Но в остальном строг. И пересуды, сплетни, многоглаголанье никто нам в этот нестрогий пост, как рыбу, не благословлял.
Больше месяца длится Рождественский пост. За это время вполне можно одолеть полезный навык доброго молчания. Спросили – ответили. Спорят – не встревай со своим скорым мнением, надо сказать – скажи коротко, без размазывания темы по чужим мозгам, не испытывая терпения близких своими занудными постулатами. А ведь до чего мы лукавы! Добрый путь – добрые дела, добрые помыслы, доброе устроение души.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек,
воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
В Великий Пост во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».
Великопостная молитва святого Ефрема Сирина здесь.