Рубрики

6 июля – День Аграфены Купальницы

женщина красив с бабочЭтот день зеленых Святок открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (12 июля). Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы.

С этого дня впервые после долгой зимы людям было разрешено  купаться в реках, ручьях, прудах и озерах. Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных, змей и другой нечисти, оскверняющей их.

Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах обнаженными, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев.

Аграфена Купальница (Аграфена-Лютые Коренья) – в русской традиции – день памяти святой агрипиннамученицы Агриппины (23 июня (6 июля)).

День Аграфены Купальницы в славянской народной традиции наделялся особым значением. Причиной этому был справляемый на следующий день праздник рождества Иоанна Крестителя. Фактически эти два праздника представляли из себя единое неразрывное целое, так как главное их событие – купальское празднество, включавшее в себя возжигание обрядовых костров, купание в реках и озерах и ритуальный сбор различных трав и кореньев – происходило в ночь со дня Аграфены на день Ивана Купалы.

Купальскому же празднеству в народе придавалось очень большое значение: оно считалось не менее важным, чем весеннее празднование масленицы или зимнее празднование святок.

Когда славяне еще поклонялись своим исконным языческим богам, а не единому христианскому Богу, одним из самых важных годовых праздников считались русалии – праздник “макушки лета”, “огня и воды”. Справляли эти русалии около дня летнего солнцестояния, то есть около того дня, на который по старому стилю приходился день Иоанна Предтечи.

“Магическое время Купалы”

cooltext1331834079

При этом празднование продолжалось около двенадцати дней и включало в себя множество различных обрядов и обычаев, необходимых для обеспечения достатка и благополучия. По мнению земледельцев, в эту пору следовало непременно умилостивить дарами и молитвами покровительствовавших земледелию духов, олицетворявших различные стихии и природные явления, чтобы они обеспечили хороший урожай. Эту цель и преследовали многочисленные русальские обряды, которые были столь важны для крестьян, что, несмотря на все старания церкви, пережили христианизацию и в той или иной степени сохранились вплоть до XIX в.

иоан предтечиЗемледельцы-христиане прибегали к ним в то же время, что раньше язычники, то есть примерно в течение двух недель начиная со дня солнцеворота. При этом большинство таких обрядов стало приурочиваться к трем христианским праздникам: дню памяти святой Агриппины (Аграфена Купальница), рождеству Иоанна Предтечи (Иван Купала) и дню памяти святых апостолов Петра и Павла (Петровки, Петры-Павлы).

Таким образом, день Аграфены Купальницы являлся как бы первым, вступительным днем двенадцатидневного празднества, включающего в себя множество различных полуязыческих-полухристнанских обрядовых действий, приговоров и песен, всевозможных примет, гаданий и поверий.

На Руси в старину день Аграфены Купальницы проходил примерно следующим образом:

С самого утра, реже – после обеда, все домочадцы отправлялись в бани и там мылись и парились, чтобы укрепить и восстановить свои силы, отогнать болезни и “запастись здоровьем”. В это время мыли даже старых и больных людей, которых приносили в бани и там парили и натирали различными целебными травами.веник б

Банные веники для мытья нередко заготавливали в самый день Аграфены Купальницы. Бытовало поверье, что все веники, заготовленные в этот день, обладают особой целительной силой, тогда как веники, изготовленные до этого дня, могут быть даже вредны для здоровья. При этом, кроме обычных веников, на Аграфену делали еще и особые ритуальные веники из разных пород деревьев и растений: в них обычно вкладывали по ветке березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и по цветку разных сортов, а также различные целебные травы.

тысячелистникНо главное то, что женщины парятся в этот день тысячелистником, собирая его в большие пучки наподобие веников, и бьют себя ими и по спине, и по бокам. Мужчин в баню в этот день не пускают, так как в бане женщины читают специальные молитвы, заговоры и обереги на любовь.

Нередко в веники вкладывали и траву купальницу (смолистую дрему кукушечью,лютик или лютик едкий), или даже делали веники целиком из этой травы, полагая, что купальница выводит все “нечистоты” и болезни, накопившиеся в течение года. Веники, сделанные на Аграфену, потом хранили в течение года и не только парились ими, но и использовали их для различных обрядов.

За мытьем обыкновенно следовало угощение. При этом во многих местах принято было устраивать так называемые обетные мирские каши, когда односельчане устанавливали посреди деревни столы и в складчину устраивали угощение, состоявшее обычно из разных постных яств.

После угощения, примерно с полудня, начинались общенародные увеселения и игрища, продолжавшиеся до глубокой ночи. Сборища устраивались обычно на берегах рек, на возвышенных местах, где с наступлением сумерек зажигались особые костры. У этих костров юноши и девушки, мужи и жены, украшенные цветами и травами, плясали, пели, водили хороводы, кружились, пировали, гадали, прыгали через огонь, купались в реках и в росе. В некоторых местах такими игрищами руководила особая девушка (“перворожденная дева”), которую наряжали наподобие невесты. В некоторых местах ее называли Купалой.купала девушка в шляпе аним

 “Магическое время Купалы”Кнопка доступ

Важное место в обычаях Аграфенова дня занимали обряды, связанные с культом растительности. В этот день, во время купальского празднества, широко использовалась всевозможная зелень. полыньХороводы водились вокруг срубленной и украшенной березки. В огонь и в воду кидались зеленые ветки и травы. Кроме того, все участники праздника обязательно носили на себе сплетенные из трав и цветов венки или опоясывали себя цветочными гирляндами.

Особое внимание при этом во многих местах уделялось чернобыльнику (полынь)  и живокости (окопник). Из чернобыльника обычно сплетались венки и трава животкость окопникгирлянды, а побеги живокости держали в руках те, кто прыгал через огонь. Крестьяне верили, что всякий, кто будет смотреть на купальский огонь, держа в руках побег живокости, не будет страдать никакой болезнью глаз в течение целого года.

С культом растительности был связан и обычай собирать в этот день различные травы, отчего и сам день святой Аграфены в народе нередко называли “Аграфена – злые (лютые) коренья”. Собранные в этот день растения потом в течение целого года использовали для целительства и различных магических обрядов, а также как обереги от нечистой силы. В первую очередь сбором различных растений занимались знахари и колдуны. Вообще же, за травами, цветами и кореньями на Аграфену ходили многие люди, особенно женщины и девушки. По описанию в рукописи, относящейся к 1882 г., в Витебской губернии в канун Иванова дня, рано утром, девушки и молодухи отправлялись в поля, леса, луга для сбора цветов и трав; травы при этом собирались с определенными песнями, чтобы усилить их целебную силу.

цветок иван да марья Каждая женщина набирала как можно больше цветов и трав и связывала их в огромный букет в виде снопа. В этом букете обязательно должны были находиться следующие травы: иван-да-марья, золототысячник, купальник, зверобой, междуперсник, разрыв-трава, медуница, чистотел, повилика, богородицкие слезки и мокрец, потому что за ними народом признавалось особая, отличная от других трав целебная сила и способность к охранению домов от грозы и скота от заговоров и дурного глаза.

Обычай собирать травы именно в этот день, а также в день Ивана Купалы, основывался на убеждении, что все травы и целебные коренья в это время бывают обладают наибольшей силой. Сила, наполняющая в это время все растения, представлялась народным целителям столь могучей, что они считали травы, сорванные на Аграфену или на Ивана Купалу, превосходящими по целительности травы, сорванные в другое время. В некоторых местах сбором растений занимались вообще преимущественно в период с Аграфены Купальницы до Петрова дня (12 июля), полагая, что все травы, цветы, листья и коренья в это время бывают необычайно целительными, но после этого периода уже теряют свои целебные свойства.купала дев

Праздник Аграфена Купальница отмечается 23 июня по старому стилю или 6 июля (Липеня) по-новому. Канун праздника Купалы. Уже из самого названия можно догадаться, с чем связан этот праздник. Славянские народы отмечали этот день начало купального сезона. Общее купание, которое являлось первым в году, сопровождалось обрядовыми песнями. Так же, кроме купания, как мы его понимаем, в этот день чествуются мытьё в бане и вообще всё, что связано с водой.

Именно с 6 июля открывался купальный сезон, и совершенно все – от мала и до велика, старались искупаться в реках и озерах.

Узнать больше про праздник “Иван Купала”

В старину баня была одним из важнейших мест в работе знахаря, куда мастера водили обратившихся к ним за помощью людей. Естественно, что лечение не обходилось без банных веников, лучшие из которых заготавливались именно на Аграфену-купальницу.

глаза водаКак уже говорилось, так как праздник Аграфена Купальница связан с водой, то в этот день нужно обязательно помыться в бане, ну, или, наконец, в современной ванной, за неимением возможности. В языческой Руси, во время мыться в бане, использовали различные лечебные травы, что бы в этот день с подачи Аграфены, исцелить свои болезни.

По аналогии с праздниками Ивана Травника славянские язычники снимали с себя рубахи и в полночь искали в лесу целебные коренья и растения (купальницу), обладающее в этот день волшебными, колдовскими свойствами – это уже ночь Купалы. Весь день Аграфены является как бы подготовительным перед ночью Купалы, который наступает вечером.

И каждый из нас знает, что и баня и банные веники, всегда помогут не только со здоровьем, но и веникуберут усталость всего организма. А изготовленные веники на Аграфену-Купальницу имеют поистине невероятные лечебные свойства. Для того чтобы изготовить банный веник 6 июля необходимо срезать побеги и ветки лишь в сухую погоду, и лишь в противном случае листья достаточно быстро просто почернеют и опадут. Если имеется луговое сено, чуть подсушенное, то на нем можно разложить такие венички, так чтобы и сено и веточки веника соприкасались между собой. Далее сверху засыпать их клевером и совершенно не трогать их на протяжении месяца.

Уже парясь в бане, также существует одна особенность правильного использования банного веника. Для того чтобы он не потерял свой аромат, надо окунуть веник в кипяток и сразу же положить на горячие камни, но совершенно ненадолго, чтобы он не успел подгореть.

Обряды и традиции на Аграфену-Купальницу

6 июля проводили особенный обряд, который имел название – «выкатывание ржи». Данный обряд заключался в следующем: для того чтобы придать зерну невероятную крепость, а земле, в свою очередь – плодородие, выходили в поле и хорошенько катались лежа по всей полосе колосков, тем самым их мяли.

Также в день Аграфены-Купальницы готовили особенный завтрак. Это была обетная каша, которую после в свою очередь, раздавали нищим. Ее готовили специальным образом, для этого молодые девушки вечером толкли в ступке ячмень, а уже после из него варили кашу. Также считали, что такая каша, приготовленная 6 июля достаточно полезна для женского здоровья.

крапиваДля того чтобы предостеречь свой дом от всякой нечисти, которая разгулялась на Ивана Купала, клали и на порог и на все подоконники – крапиву. А у ворот и входа в хлев оберегали деревья осины.

 6 июля знахари лечат женские болезни. Для этого они на лугах собирают росу, обладающую в это время чудодейственной целебной силой, читают над ней особый заговор и новым белым платком, смоченным этой росой, обтирают больные места или  больного. Заговорные слова такие:
Как огонь очищает
И все пожирает,
Так бы и эта роса Всю болезнь смыла роса
И пожрала.
Как не устоять Летуну летучему,
Ползуну ползучему,
Скакуну скакучему
Перед великой бурей,
Так не устоять
Болезни-хворости
Перед моим
Крепким словом.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.

Народные приметы на Аграфену-Купальницу

иван купала 1Одна достаточно интересная примета на Аграфену-Купальницу, гласит следующее: если сварить все яйца, которые есть в доме, то данный ритуал, поможет всем курицам как можно легче нестись.

Также считали что для того чтобы добиться богатого урожая, необходимо сеять репу именно 6 июля.

Чтобы совершенно всегда у детей было достаточно крепкое здоровье, их водили на Аграфену-Купальницу умываться к родникам.

Примета о погоде на 6 июля: если муравьи прячутся в кучки, то определенно точно можно ожидать ветра, сильной грозы и дождя.

 “Магическое время Купалы”Кнопка доступ

рассказать друзьям и получить подарок
Понравилась статья, расскажи друзьям
Friend me:

3 комментариев к записи “6 июля – День Аграфены Купальницы”

  • Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, такую вещь. Говорят, что проводя обряд,заговор, нужно дать откуп. Кому, куда, когда? И что это вообще такое?Спасибо!

    • admin:

      Это касается определенных ритуалов. В частности при работе с перекрестками. Но без специальных навыков, работать с перекрестками настоятельно не рекомендуется. По вторникам на закрытой части мы даем основы магической работы, где все эти нюансы объясняем.

  • Огромное спасибо за подсказку!

Оставить комментарий

Секс шоп Купить мед. справки

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.