Рубрики

Мнемотехника: система, которая прокачает ваш мозг

мозг2Мнемотехника – это особая система запоминания, которой пользовались разведчики, представители спецслужб, военные и высшее руководство страны. Гриф “секретно” с материалов об этой системе сняли только в 90-х годах.

Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше. 

Метод помогает запомнить практически любой объем информации быстро и без усилий. Это такой своеобразный “взлом” мозга. Мнемотехинкой пользовались такие исторические личности, как Иосиф Сталин, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Моцарт, Никола Тесла, Наполеон и многие другие.

Естественно, обучить этой технике в одной статье невозможно. Если бы она была предельно проста, ей бы пользовались все и суперпамять не была бы особым преимуществом. Сегодня я расскажу про 3 простых способа из этой системы, а дальше, если вам интересно, стоит проштудировать интернет и найти курсы. Сейчас полно бесплатных материалов и видео-уроков. Было бы желание, а способ получить знания найдется.

mnemotex-raduga

Что такое мнемотехника и чем она полезна

Начнем с непонятных слов, так уж нужно, чтобы понять важные вещи.

Мнемотехника – это методы, которые позволяют вам очень хорошо запоминать любую информацию. Такие техники созданы на основе психологии человека и его восприимчивости. Методы помогают запомнить день рождения тещи и мамину девичью фамилию, ну и еще массу нужных дат, адресов, цифр и т. д.

Мнемонических приемов много, их разрабатывали на основе разных особенностей человека. Одному лучше схемами мыслить, другой их ненавидит, но картинки запоминает на ура, а третьему что ни вдалбливай, все без толку. Но мнемоника объединяет всех-всех людей, подстраиваясь под каждого. Поэтому будьте уверены, что, используя эти методы, хуже точно не будет!

Так, остановитесь на минутку. Прежде чем мы перейдем к упражнениям, ответьте себе на простой вопрос: “А зачем эта мнемотехника мне нужна?” Понятно, что человек – существо ленивое и учиться чаще всего не хочется, нам проще все записать, сфоткать, заскринить. Но есть моменты, когда запомнить надо кровь из носу, а вот память подводит. И таких моментов, как назло, довольно много:

учеба в университете, когда нужно запомнить огромное количество текста за последнюю ночь перед экзаменом;
изучение иностранного языка, когда трудно запомнить happy или happi, table или teibl ну и так далее;
спикеры и ведущие вообще должны поблагодарить умных людей за такие техники, ведь не будь этих методов, выступления были бы под угрозой срыва, тут как бы с волнением справиться, а еще и тексты запоминать;
даже во время курсов обучения вождению на авто требуется мнемотехника – как ведь запомнить все перекрестки, знаки и цифры?!

В общем, мы с вами определились, что мнемоника нужна во многих профессиях, ситуациях жизни. Поэтому освоить ее желательно каждому.

мозг полушария

Упражнения

Вот, наконец, мы с вами перешли к самому интересному и полезному – практике. И да, полезный совет: важно не количество времени, которое вы потратите на одну тренировку памяти, а именно регулярные занятия. Старайтесь каждый день заниматься по 10–15 минут, тогда вы быстро увидите результат.
Кодирование букв цифрами

Это древнейшая мнемотехника. Ее смысл в том, чтобы букву зашифровать цифрой. Например, 1 – раз – буква “Р”, 2 – два – “Д” и так далее до 9. Но саму девятку назовем “М” – много.

Таким способом можно зашифровать одно слово, а можно – даже целое предложение. Например, возьмем число 583 567: 5 – “п”, 8 – “в”, 3 – “т”, 6 – “ш”, 7 – “с”. Разобьем по парам 58-35-67. Теперь кодируем в слова. Первая цифра в паре соответствует первому слогу, вторая – второму: ПоВтор ТолПы ШеСть раз. Принцип кодирования вы поняли, да?

Ассоциации

Наш мозг устроен очень сложно и интересно. Часто, чтобы запомнить какую-то мелочь, важно ее с чем-то сравнить. Например, вы хотите запомнить имя потенциального работодателя, но, проблемка, на имена-то у вас память отшибает… И вот перед вами Элеонора Евгеньевна. Ну как это запомнить?!

И тут включается главный процессор: итак, Элеонора… Вспоминаем, например, любимую книжку из детства “Волшебник изумрудного города” с героиней Элли, присоединяем “нора”, вы летом видели из норы торчащий нос барсука. И вспоминаем смешного дедушку Женю – соседа, который гонял вас по двору… Сопоставляем: безоблачное детство, Элли, нора, дед Женя. И, опля, получаем: ЭлеоНора Евгеньевна!

Такими же ассоциациями можно запоминать что угодно. Сюда же приписывают “метод вешалок”: на одну цифру “цепляют” в памяти несколько слов, которые запоминают. Например, 1 – слон, актер, отец, 2 – ехать, смотреть, 3 – Виктор, Федор, 4 – Добронравов, Воля, Иванов. Что получается? Когда нужно запомнить “смотреть актера Федора Добронравова”, запоминаем комбинацию цифр 2134.

Метод историй

Суть этого упражнения состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем тридцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Упражнение. Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Чтобы запоминать по этому методу мнемотехники, надо соединять образы между собой. Необходимо буквально нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При дальнейшем воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу. Снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали. Звучит мудрёно, но на практике вы поймете, как это работает.

Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.  

Упражнение. Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.

mnemotexnika

Метод Цицерона

Суть этого приема в создании в воображении пространства с опорными образами. Другие названия техники : дворец памяти, метод римской комнаты и известная любителям сериала про Шерлока Холмса, “чертоги разума”.

Необязательно создавать пространство с нуля. Вы можете представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (холодильник, письменный стол, шкаф и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут. Буквально “походите” у себя в голове по этой территории.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (прямо как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера выбранной локации и тренированности.

Образы можно менять. Многократно запоминайте новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае нужно сделать перерыв.

Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.

Упражнение. Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград

Пример:

Вам нужно запомнить последовательность слов: щенок, сыр, линейка, пластилин, лужа. Мысленно вы представляете себе свою комнату, в которой знаете каждую деталь, и проходитесь по ней, один за другим перебирая предметы:

«Перед входом в комнату сидит щенок. Я захожу внутрь и слева от двери вижу комод, на котором лежит бутерброд с сыром. Прохожу мимо комода и вижу письменный стол, а на нём — жёлтую линейку, она сразу бросается в глаза. Я иду дальше, приближаюсь к окну и вижу на подоконнике фигурку из пластилина. Повертев её в руках, направляюсь к выходу из комнаты и прохожу мимо дивана, деревянные ножки которого разбухли от воды, так как он стоит в луже».

Рифмуйте

В школе нас учили запоминать не длинные сложные правила, а короткие ритмичные стишки. Это работает и во взрослой жизни. Если рифмовать нужную информацию не получается, можно подбирать строки и фразы ритмически, а также соединять их с мотивом любимой песни.

Техника подойдёт, если нужно запомнить последовательность цифр, не связанных между собой (например, номер банковской карточки или машины друга, телефон или комбинацию для домофона).

Пример:

Нам нужно запомнить номер телефона 151-46-63. Последняя цифра три, поэтому надо подобрать ей рифму, например, «говори». Получится такая рифмовка:

«Один, пять, один, четыре, шесть, шесть, три.
Никому не говори».

Или: мне пассатижи покажи, отвертку дай и винт держи, чтоб дрель я завтра не забыл, все заново я повторил… Это на случай, если на работу нужно взять пассатижи, отвертку, винт и дрель.=)

Вы учили когда-нибудь акростих? Это когда стих начинается из первых букв, составляющих слово. Например:

    Лишь разверните шелуху,
    Уже глаза становятся мокрее,
    К тому же чешется в носу сильнее.

Это тоже мнемотехника, которая помогает запоминать смысл, списки, характеристики и т. д.

аним мозг

Используйте аббревиатуры

В жизни мы часто используем различные буквенные сокращения, которые ассоциируются у нас с полным названием. Метод, когда от каждого слова остаётся только первая буква или часть, подойдёт для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически.

Пример:

Нам нужно запомнить список продуктов, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, рукола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько аббревиатур, которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.

Если перечень немного короче, можно использовать не буквы, а части слов, чтобы сформировать запоминающееся слово. Так, если нужно запомнить слова «макароны» и «лимон», можно сложить первые слоги слов и запомнить как ЛИМА. Ассоциация со столицей Перу позволит быстро вспомнить, что именно надо взять в магазине.

Придумывайте ассоциации

Если у вас хорошо развито образное мышление, эта техника будет наиболее эффективной и интересной. Она заключается в том, чтобы придумать ассоциацию между несколькими словами, предметами или фактами, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Используйте свою фантазию, ведь ассоциация может и должна быть необычной и даже абсурдной — так вы лучше запомните нужную информацию.

Здесь можно использовать образы родственников, певцов, актёров, художников, режиссёров и всех тех, кто прочно засел в нашем сознании.

Пример:

Вы никак не можете запомнить, как зовут нового соседа по даче. Внешне он напоминает вам вашего двоюродного брата и носит то же имя. Придумайте и запомните такую ассоциацию: «Этот сосед мне как брат». В следующий раз ваш мозг сам подкинет вам нужное имя путём ассоциации — достаточно будет только при встрече с соседом в очередной раз подумать о вашем брате.

mnemotexn

Метод Айвазовского

С помощью этого способа, который приписывают известному маринисту, можно подключать фотографическую память. Она придёт на помощь, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину или образ любимого человека.

Посмотрите на предмет, пейзаж или человека в течение трёх-пяти секунд, стараясь запомнить детали. После закройте глаза и мысленно представьте объект в мельчайших деталях. Задавайте себе вопросы о подробностях этого образа и мысленно отвечайте. Затем откройте глаза на одну секунду, снова посмотрите на объект и дополните образ. Зажмурьтесь и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите последние два шага несколько раз.

 Занимайтесь визуализацией

Техника позволит хорошо запоминать цифры и имена. Для этого нужно образно, в деталях, представить себе запоминаемую информацию.

Пример:

Вам нужно запомнить имя. Представьте себе каждую его букву: они увиты плющом, на некоторых растут цветы и так далее. Сколько всего букв? Пересчитайте. Какая первая? На что похожа вторая, как она выглядит? В результате вы сможете разбить информацию на составляющие и запомнить каждую. И когда в мозг поступит на эту тему запрос, он просто соберёт пазл.

Наш мозг — это настоящее чудо. Изучать его нам не переизучать еще не одно поколение. И главная задача любого разумного человека — постоянно практиковать прокачку своего серого вещества и не давать ему расслабляться. Пока работает наш мозг, мы молоды! Не забывайте об этом!

рассказать друзьям и получить подарок
Понравилась статья, расскажи друзьям
Friend me:

Оставить комментарий

Секс шоп Купить мед. справки

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.