ДАРом!!!
Рубрики


SiteSecure безопасность сайтов

Анализ веб сайтов
Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)
Индийская МАНТРА Любви и Нежности
Розочка-бутончик
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение

Вся правда о Великом Посте

Великий Пост – важнейший покаянный период христианского календаря, предназначенный для нравственной и интеллектуальной подготовки верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения.
Это время наполнено призывом к перемене жизни человека, к внутреннему сосредоточению, осознанию своих грехов, пробуждению к покаянию.
Великий пост – это школа христианской жизни, где мы учимся менять свою жизнь к лучшему, с помощью таких средств как телесный пост, молитва, покаяние, доброделание.

Великий Пост- это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. Великий Пост- самый продолжительный из всех многодневных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название ‘святая четыредесятница’. Седьмая, последняя неделя перед Пасхой – Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста. Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.

В толковом словаре Ожегова пост – это «воздержание на определенный срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию Церкви». Однако это определение не отражает сущности поста, поскольку не раскрывается самое главное, спрятанное в словах «другие ограничения», а кроме того, надо помнить, что в Великий пост – это не столько время ограничений, сколько время особых возможностей. И важно эти возможности не упустить.

Пост, в представлении Церкви не является неизменной догмой в которой главное – слепое подчинение правилам. В него можно входить постепенно, для постящего впервые предусмотрены различные послабления.

Каждый человек сам определяет, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Для верующих вообще важнее в это время соблюдение обрядовых норм (например, молитв), чем строгое следование диете. Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины вообще могут освобождаться от строгого поста.

Можно не поститься путешественникам и военным. Правда сегодня туристам-путешественникам приходится вовсе не так трудно, как ранее, да и сам путь чаще всего лишен опасностей. Однако исключение из правил, несмотр на научно-технический nporpecс осталось, и те, кто попадает под определение ‘путешественника’ смело во время пути могут пост и не соблюдать. Военные давно уже не носят латы и прочую громоздкую амуницию, но ограничения поста на современных солдат тем не менее тоже не распространяются.

Церковь постоянно подчеркивает, что пост должен быть не только телесным, но и духовным. Это время покаяния и молитвы. Без них пост становится всего лишь диетой.

Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим Постом, как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.   

Дни Особого Поминовения усопших.

Суббота 2-й седмицы Великого поста

 Суббота 3-й седмицы Великого поста 

 Суббота 4-й седмицы Великого поста 

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных).

Запретная еда

 С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным Уставом:
«сухоядение» – то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
«варение без елея» – вареные овощи, без растительного масла;
«разрешение на вино и елей» – вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
«разрешение на рыбу» – в Великий Пост можно есть рыбу только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье – вход Господень в Иерусалим.

Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном

Во время Великого Поста категорически запрещается вкушать мясо, яйца, молоко и продукты на eго основе, рыбу, растительное масло и спиртное. На первый взгляд кажется, что oпределить запретную пищу можно невооруженным взглядом. На самом деле это не так. Большенство жвачек, например, содержат желатин животного происхождения, а значит, попадают под постный запрет. Похожая картина с шоколадом, выпечкой и большей частью с ‘быстрой едой’.

      С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

В Великий пост особенно важно своевременное употребление первых и вторых блюд в горячем виде. Большую роль играют домашние заготовки: соления и квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья. Не лишними окажутся полуфабрикаты в виде замороженных продуктов ~ грибов, ягод, овощей.

Особое внимание во время поста уделяют зелени, сушеной и соленой (петрушке, сельдерею, укропу и др.), пряностям. Их добавляют практически в любые блюда, ведь стол в это время скуден и прост, а разнообразить его можно только такими ‘нюансами’.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело.

Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят.

Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

Исключения.

Но даже во время самого строгого поста возможны приятные исключения. Так, растительное масло и виноградное вино употребляются по субботам и воскресеньям (кроме Субботы на Страстной седмице). В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло. Рыбные блюда можно готовить в праздничные дни – на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой). Рыбную икру разрешается есть в Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения).

Во время Великого Поста есть и менее приятные ограничения. Первая неделя (седмица) и последняя Страстная седмица – наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой постной недели установлена высшая степень поста – в эти дни вообще предписывается полное воздержание от пищи.

В Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой) предписывается пост второй степени – сухоядие (пища не заваривается, не отваривается и уж тем более не жарится), а в пятницу и субботу -полное воздержание от пищи.

Кстати, во время Великого Поста запрещается и половая жизнь. Разрешены поцелуи между женой и мужем, но только в темное время суток. С Пасхой все это заканчивается

Календарь и богослужения в Великий пост 

Великий пост – самый продолжительный из всех многодневных постов, который особым образом посвящен покаянию. 
Каждая неделя поста – уникальна, а богослужения Великого поста открывают перед нами историю православной аскетики, отпечатленной в темах празднований великопостных воскресений. Это параллельный, внеисторический смысл Великого поста.

Великий Пост символизирует сорокадневный пост Спасителя в пустыне. В пространство поста человек входит не сразу. Пост предваряется тремя подготовительными неделями («седмицами»), постепенно вводящими христиан в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм, которые заканчиваются Прощеным воскресеньем. Входить в великопостные дни даже с тенью обиды нельзя.
 
Православный Великий пост продолжается семь недель и состоит из двух неравнозначных по смыслу и продолжительности временных периодов – 1) «Святой четыредесятницы» (букв. «сорокадневицы»), установленной в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне перед выходом на общественное служение (оканчивается в пятницу накануне Лазаревой субботы), и 2) Страстной седмицы (недели Страданий Господних).

Все воскресенья (по-славянски «недели») подготовительного периода и собственно Великого поста имеют нумерацию и особые заголовки, указывающие на темы их богослужебных воспоминаний.

Пост не может начинаться с воскресенья (всегда праздничного дня), поэтому трехнедельный подготовительный период насчитывает четыре воскресенья.

Особенно большое значение имеет первая и Страстная седмицы Великого поста. Согласно Церковному уставу в это время наиболее строгие ограничения в пище и большое молитвенное правило.

Облачения священников тоже указывают на то, что сейчас особый период в церковном круге.

В будничные дни Великого поста священники служат в черных облачениях.
В субботы и воскресенья, Великий Четверг, день памяти Сорока мучеников Севастийских принято облачаться в фиолетовые облачения.

В родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы служат в белых, а в Вербное воскресенье – в зеленых, в Субботу Акафиста и Благовещение – в синих.

Дважды за год, и дважды во время Великого поста священники переоблачаются непосредственно во время богослужения. Первый раз в Великую Субботу из черного в белое,  в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Второй раз во время ночной пасхальной службы – из белого в красное. Основной пасхальный цвет – красный с золотом. 

Питание во время Великого поста

Вначале христиане не имели единого образца для воздержания. Все постились по-разному. 

Современный Церковный устав предлагает воздерживаться в пище от всех продуктов животного происхождения, по средам и пятницам нельзя есть даже вареную пищу, а растительное масло, по уставу, можно употреблять Великим постом лишь в субботу и воскресенье.

Первую седмицу воздержание в пище строгое, но в пятницу, в самом конце Литургии Преждеосвященных Даров постящихся ждет утешение. В этот день празднуется память мученика Феодора Тирона, святой IV века, который помог христианам избежать поругания, научив, как можно питаться, не покупая на рынке оскверненную пищу. В ночном видении он явился Константинопольскому архиепископу и рассказал как готовить колево, разваренную пшеницу, смешанную с медом. По примеру константинопольских христиан, современные православные готовят колево, освещают его в конце Преждеосвященной Литургии и раздают прихожанам. Так завершаются самые трудные, первые дни Великого поста.

Важно помнить, что постное воздержание в еде – это не лечебная диета. 
Цель поста – облегчить и усмирить тело, научиться обуздывать пожелания и обезоруживать страсти. Внешний пост не должен превышать меру, которую стоит определять при помощи опытного в духовном отношении человека. Рекомендации о соблюдении поста могут отличаться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При болезнях и немощах к указаниям следует отнестись рассудительно.

С другой стороны, определение меры поста не должно оправдывать нежелание поститься. Так или иначе, но человек, при знакомстве с аскетической практикой Великого поста приходит к необходимости определить его духовное содержание.

Покаяние

Великий пост – это прежде всего время сугубого покаяния.
Великий пост – это время упражнения в молитве, способ удалиться от зла, угасить страсти. Предполагается, что человек очистится и обновится, освоив уроки самоограничения.
Это время особой духовной жизни, с максимальной для каждого человека концентрацией внимания на вечных ценностях.
Пост дает возможность испытать себя в делах добра, подвергнуть анализу свою жизнь и состояние своей души. 

Некоторые именно во время Великого поста придут на свою первую исповедь  и на соборование

Но путь этот не простой, у каждого свои свои грехи, свои возможности, поэтому каждый сам выстраивает для себя лестницу духовного восхождения от простого к сложному, приобретая опыт победы над грехом с помощью тех средств, которые предлагает нам Церковь во время Великого поста. Освоив их, мы сможем идти в Царство Божие, освобождая себя от пороков, восходя по ступеням духовной жизни из силы в силу (Пс.83,8).

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):
— Самый строгий пост — сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно — млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, — они тоже часть плоти млекопитающих.

Протоиерей Александр БОРИСОВ:
— В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее — для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами — то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно .

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:
— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):
Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.”

Следите за здоровьем!

Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.

Питание во время Великого поста

В Великий пост принято питаться в следующем порядке:
В понедельник, среду и пятницу — сухояденье, то есть питание без масла (вода, хлеб, вареные овощи, фрукты, компот). Питаемся холодной пищей, 1 раз в день.
Во вторник и четверг — горячая пища без масла (овощи, крупы, грибы); один раз в день горячая пища, без масла.
В субботу и воскресенье разрешается добавить в свой рацион растительное масло и немного виноградного вина. Едим 2 раза в день пищу с маслом (кроме Страстной седмицы).
В Чистый понедельник, первый день Великого поста, в этом году — 3 марта, принято полностью отказываться от питания.
В Благовещенье, 7 апреля, и Вербное воскресение можно есть рыбу.
В Лазареву субботу, можно есть рыбную икру, рыбу нельзя.
В Великую пятницу Страстной седмицы, так же как и в Чистый понедельник, нужно полностью воздержаться от питания. Разрешено пить только воду.
В Великую субботу  также желательно отказаться от еды или питаться очень скромно.
Если вы собираетесь соблюдать Великий Пост, включите в ваш рацион крупы, бобовые, овощи, фрукты, орехи, сухофрукты, грибы, и заготовки.

Священник Игорь Фомин советует:

- Пост для работающего человека — время особое, как и для любого другого. Неработающих людей нет — кто-то работает на государственной службе, кто-то в частных компаниях, кто-то на дому. И мера поста у каждого своя. Так, как воздерживались древние отцы в египетских пустынях, наверное, сейчас поститься невозможно. Никто и не говеет, вкушая три боба в день, подобно тому, как питался Великим постом преподобный Зосима. Но отчуждать себя от тела всей Церкви в этот период ни в коем случае нельзя.
Каждый должен воздерживаться в ту меру, чтобы не просто волочить ноги, но и что-либо делать. Один духовник говорил, что если человек умирает от поста, то это грех самоубийства. Поэтому можно выделить для себя: да, я не смогу обходиться этим постом без подсолнечного масла, но я зато смогу обходиться без лишней болтовни на работе, без телевизора, без осуждения или участия в каких-то других недостойных мероприятиях. Я отключу себя от развлекательной части интернета. Может быть, дам себе задание прочитать какие-то определенные книги…Пост важен не только в гастрономии. Важно и внутреннее состояние в это время.

Итак, пост состоит в воздержании не только от мяса, но даже от рыбы и от масла, а первые и последние дни поста предписывается проводить вообще без пищи.

В пост необходимо входить постепенно, и каждый человек должен сам определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины могут освобождаться от строго поста.

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Великий пост – время особенного покаяния и усиленной молитвы. Без молитвы и покаяния он становится всего лишь диетой.

В последние годы многие люди стремятся соблюдать посты, хотя раньше, в советские времена, они об этом даже не задумывались. Большинство людей вообще считали, что во время поста можно только есть хлеб и пить воду. Такое суждение просто смешно, так как даже самый строгий пост не предусматривает таких ненужных лишений.

Во время поста не едят мясо и мясные продукты, рыбу (за исключением определённых дней), яйца, молоко и молочные продукты, сливочное масло и сыр, готовые макаронные изделия (те, в которые добавляют яйца), сдобную выпечку и сладости.

И вот тут мы действительно вправе спросить: а что же тогда есть? Наши предки постились, но умели делать это так, что еда была вкусной и разнообразной. Накануне поста купцы готовили свои товары и открывали большие торговые ряды. Чего только там не было: мочёные яблоки, клюква и морошка, квашеная капуста и горох, солёные огурцы, помидоры и даже арбузы, свекла и морковь, тёртая редька с маслом, ягодные и овсяные кисели, соленые и сушёные грибы.

Выпечка тоже присутствовала, хотя и в более постном варианте: сайки, бублики, маковый и лимонный хлеб, выпечка с изюмом и шафраном. Для детей тоже готовили сладости: халву, пряники, пастилу, сушёные фрукты.

Но большинства из продуктов, перечисленных выше, у нас сегодня просто нет. Разве мы можем купить мочёное яблоко, или солёные грибы, или редьку с маслом? И даже солёные огурцы, капуста и помидоры, продающиеся в супермаркетах, не могут похвастаться хорошим качеством.

Если мы начнём питаться такими продуктами, то рискуем заработать проблемы с желудком, да и вообще подорвать своё здоровье. Конечно, можно приготовить их самим, но когда и в каких условиях? Живя в типовых городских квартирах, работая с 9 до 6 часов (в лучшем случае), и тратя по 2 часа в день на дорогу, откуда хозяйкам взять время на приготовление настоящих постных продуктов?

Однако дело даже не в этом. Большая часть людей, стремящихся соблюдать пост, считает его неплохим способом очищения организма, избавления от лишнего веса, и вообще полезной для здоровья диетой. Некоторые даже специально ждут поста, потому что психологически им легче соблюдать диету именно в это время.

Такое поведение никак нельзя назвать правильным, и вот почему. Большинство продуктов, рекомендуемых к употреблению в пост, отличаются высоким содержанием углеводов, а углеводы в питании, как известно, способствуют увеличению массы тела.

Посмотрите на священников, строго соблюдающих все посты – многие из них имеют лишний вес. Это ещё одно доказательство того, что пост не является полезной диетой. В чём же суть поста?

Великий пост имеет очень давнюю историю, корни которой уходят во времена первых христиан. В то время не всегда можно было креститься открыто – крещение было большим риском, и за это можно было заплатить жизнью. Поэтому крестили только взрослых людей, принимавших решение сознательно.

Перед тем, как получить крещение, язычники, как их называли, должны были пройти испытание, очиститься духовно. Первые христианские священники-миссионеры, готовившие их к этому великому событию, постились вместе с ними, хотя не обязаны были этого делать. Ведь нельзя же было питаться скоромной пищей (мясом, молоком, яйцами), и быть при этом правильно понятым людьми, для которых крещение, по сути, было подвигом.

Именно с тех времён пост, добровольно принятый на себя миссионерами, стал неотъемлемой частью христианской церкви. Однако диетой он никогда не был. Суть поста была в другом: хотя бы в течение 40 дней не скандалить, быть терпимыми к своим ближним, успокаивать свои неуправляемые желания и искушения.

Некоторые священники, верно трактующие суть поста, объясняют, что главное – «не есть людей». Конечно, в наше время это вряд ли означает прямой призыв отказаться от каннибализма – ведь эти времена давно прошли. «Не есть людей» означает: никому не желать зла, не гневаться, не раздражаться, не осуждать, не обижаться на своих ближних, а жить со всеми в мире и согласии – хотя бы на протяжении поста. А если каждый человек научится любить и уважать окружающих его людей, представьте, каким светлым и радостным станет весь мир!

Ещё одно значение христианского поста – финансовая помощь своим ближним. Сегодня об этом значении мало кто знает. Изначально христианская церковь предписывала, подсчитав разницу в цене между скоромными и постными блюдами, отдавать эти деньги на благотворительность. Получалось, что пост позволял сэкономить, но деньги предлагалось отдать нуждающимся, а не оставлять себе.

Можно ли в пост смотреть телевизор?

Возможно ли современному человеку остаться совсем без источников информации и так ли это необходимо, рассуждает протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ, иконописец, клирик московского храма свт. Николая в Клениках

– Я думаю, что простым запретом телевизора или интернета не решить проблему. Бывает, что выключил все, но при этом остался со своими помыслами, в которых не меньше суеты, чем во внешних источниках. И оказалось, что вместо тишины остался в пустоте, которая тотчас заполняется чем-то ненужным. Тишина и пустота — почти антонимы. Тишина очень важна, но она должна быть содержательна. Такую тишину человек созидает в себе, даже если и получает информацию извне. Ведь важно то, какова эта информация. Чтобы достигнуть такой внутренней тишины, нужен и труд, и искусство. Особенно в пост наполняться должна душа, конечно, чем-то глубоким, что нас приближает к Богу. Нелегко сейчас эту глубину найти в телевизоре, в интернете… Но если ставить задачу именно так, может быть, разумнее не полностью исключать, а дозировать внешнюю информацию, остановиться на каких-то определенных передачах и сайтах. И наблюдать за собой: приближает это меня к Богу или нет? Если нет, если вы чувствуете, что информация с экрана вредит вашему душевному настрою — выключайте телевизор.
Когда отцу Всеволоду Шпиллеру, выдающемуся пастырю, человеку, любившему и музыку, и театр, приобщавшему через них свою паству к истинной культуре, задавали вопрос про телевизор, он отвечал: «Оставьте в пост только новости». Конечно, сегодня и в новостях много смутительного, но христианин не должен быть боязливым.

Что есть в эти дни?

Первая седмица – время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в эту седмицу даже не вкушать растительного масла (так называемое сухоядение). Тем не менее мы, ориентируемся на современного светского читателя, предлагаем далее блюда, содержащие в том числел растительное масло – в данной ситуации это вполне оправдано.
Как указывалось выше, хранителями и создателями секретов приготовления разнообразных постных блюд являлись монастыри. Причина этого – отрезанное состояние от всего остального мира, побуждающее монахов использовать в пищу то, чем была богата окружающая природа: рыбу, грибы, ягоды, орехи, мед, овощи и фрукты.

Говоря о постном столе, мы постараемся дать наиболее употребительные блюда православного поста, которые максимально обогащены витаминами, столь необходимыми современному человеку. Очень важно понимать различие между людьми, трудящимися на тяжелой физической работе, и теми, кто сознательно отрекся от мира, дав обеты постнического жития. Поэтому здесь неуместна ‘ревность не по разуму’, проявляемая некоторыми верующими в соблюдении постов – которая, к сожалению, зачастую приводит к тяжелым последствиям.

Неделя 1–я Великого поста (первый воскресный день) – Торжество Православия; Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия. Следующая неделя именуется второй седмицей Великого поста. Суббота 2-й седмицы – день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?

По-прежнему Церковь рекомендует исключать из пищи все мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Тем неяснее следует делать замечание, что в духовных учебных заведениях по благословению священноначалия после первой седмицы и до начала Страстной седмицы (недели перед праздником Пасхи), исключая седмицу после третьей Крестопоклонной недели Великого поста, разрешается вкушение рыбы – кроме сред и пятниц. Несомненно, что такое послабление вполне применимо и для людей, занимающихся напряженным умственным или физическим трудом, а также – для не отличающихся крепким здоровьем.

В Неделю 2-ю Великого поста Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке – ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете – нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это – учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому – молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста. Суббота 3-й седмицы – день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?

Церковный устав третьей седмицы Великого поста полностью аналогичен ВТОРОЙ седмице.

Неделя 3-я Великого поста – Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению – только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь Крест уносится лишь в пятницу.

Суббота 4-й седмицы – день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?
Как и прежде, рекомендуется воздержание от пищи, содержащей мясо, молоко, яйца, или рыбу.

В Неделю 4-ю Великого поста Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни – ‘Лествица’ (лестница) – написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству.
На 5-й седмице утреня четверга (обычно совершается в храмах в среду вечером) именуется ‘стоянием Марии Египетской’. На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской – великой грешницы, чудесно обратившейся к Богу и проведшей всю жизнь в подвиге покаяния. Это житие – пример глубины греховного падения и благодатного восстания, указание на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства.

Что есть в эти дни?
К употреблению в пишу рекомендуются продукты, несодержащие мяса, молока, яиц, рыбы.

Суббота 5-й седмицы – Суббота акафиста. На утрени совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу – Акафист (позднее по его образцу стали составляться и другие акафистные пения).

В Неделю 5-ю Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. 6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная седмица.

Что есть в эти дни?
На протяжении Великого поста рыбу разрешается употреблять в пишу лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (кроме некоторых дней, на которые может прийтись этот праздник – к примеру, в Великую Пятницу) и Входа Господня в Иерусалим: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры.

7 апреля – Благовещенье Пресвятой Богородицы (великий двунадесятый праздник)

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих, Архангела Гавриила.
По обещанию, данному Богу святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Девы, – с трех до пятнадцати лет Она, посвященная на служение Богу, жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому старцу Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарет. Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Пресвятой Деве Архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира (не случайно имя Иисус, предреченное Архангелом Богомладенцу, означает ‘Спаситель’). Так благая весть (отсюда – Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена миру.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы открывает последовательный ряд описанных в Новом Завете событий воплощения, земной жизни и служения, Крестной смерти и Светлого Воскресения Господа Иисуса Христа. Его духовное содержание – раскрытие великой, непостижимой человеческому уму тайны воплощения Сына Божиего от Девы, предреченного еще в Ветхом Завете святым пророком Исайей в VIII веке до Рождества Христова.
Благовещение Пресвятой Богородицы может прийтись на разные дни – как Великого поста, так и Страстной седмицы, Светлого Христова Воскресения (такая Пасха именуется в церковной традиции ‘Кириопасхой’, по-гречески – ‘Пасхой Господственной’) или Светлой седмицы. Естественно, что в зависимости от этого рацион допустимой пищи существенным образом меняется.

Что есть в эти дни?

Если Благовещение приходится на дни Великого поста и до праздника Входа Господня в Иерусалим включительно, то в этот день Церковью разрешается кроме постной пищи (не содержащей мяса, молока и яиц) вкушать и рыбные блюда.
Если Благовещение приходится на дни Страстной седмицы – с Великого Понедельника по Великую Субботу, то в дни праздника разрешается вкушать только строго постные блюда, исключая в том числе и рыбные.
Если Благовещение приходится в день Пасхи или в дни Светлой седмицы, то, естественно, все ограничения на пишу отменяются – разрешается употреблять для еды любые блюда.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

(великий двунадесятый праздник)
Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим – главный город Святой Земли – накануне Его Крестных страданий.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой).

На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: ‘Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!’ – таку евреев было принято встречать царей и победителей. Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: ‘Возьми, возьми, распни Его!’ и произнесут страшное проклятие на свой народ: ‘кровь Его на нас и на детях наших’ (Мф. 27, 25). По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника – Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.

Что есть в эти дни?
В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим – также и саму рыбу.

Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью Страстной седмицей. В это время мы воспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения.

Что есть в эти дни?
В дни Страстной седмицы Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу.
Особенно важны для нас последние дни Страстной седмицы.

В Великий Четверг мы воспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии – Причащения Тела и Крови Христовой, в которые за каждой Божественной литургией чудесным образом пресуществляются подготовленные хлеб и вино. По православной традиции, в этот день практически все верующие стараются, должным образом приготовившись, приступить за богослужением Великого Четверга к принятию Святых Христовых Тайн. Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий: в ходе службы читаются двенадцать отрывков, повествующих о страданиях и Крестной смерти Господа. По давней православной традиции, во время чтения двенадцати Евангелий молящиеся стоят в храме с зажженными свечами.

Великая Пятница – самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойниками. Во время распятия Он молился Богу Отцу за Своих мучителей, говоря; ‘Отче! Прости им, ибо не знают, что делают’ (Лк. 23,34). Шесть долгих часов Господь страдал на Кресте, искупляя человечество Своими страданиями от рабства греху и от порабощения диаволу. Крестная смерть Христа совершилась по евангельскому исчислению времени в девятый час (для нас – около трех часов дня). Поэтому во второй половине дня Великой Пятницы в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы – иконописного или вышитого изображения снятия с Креста тела Спасителя; верующие после выноса совершают перед плащаницей благоговейное поклонение.

Великая Суббота – день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей – даже души праведников ветхозаветного времени. Именно в этот день Господь извел из ада души праведников, освобожденные силой Его Крестных страданий. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Получение благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и Евангельской истории.

Для верующих день Великой Субботы – это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц для разговления в день Пасхи.

По благочестивой православной традиции мы, приходя домой после праздничного пасхального богослужения, разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами. Освящение куличей совершается в продолжение Великой Субботы после Божественной литургии (в некоторых храмах освящение происходит и после Пасхальной службы) и обычно совершается так: верующие ставят свои приношения (уложенные в сумку, тарелку или небольшую корзину) на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед началом освящения свечу; священник читает особую молитву и окропляет ваши приношения святой водой.

По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: ‘Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным’. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.
С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: ‘Христос воскресе!’

Книга

«Сборник молитв на всякую потребу с подарками»

Вы можете стать обладателем этого уникального творения, который откроет вам двери в счастье.

Счастья много не бывает!

кнопка хочу

ПОДАРКИ
Подарок № 1. Книга “Икона Божьей Матери «ЭКОНОМИССА» – помощница в доме

икона экономиста1 

«Домостроительница» заботится не только о наших духовных проблемах, но также печется о нашем материальном благополучии.

 Подарок № 2. Книга Геронтисса – женская икона Божией Матери. Икона  для пожилых людей

геронтисса2

Православные молитвы Геронтиссе помогают:

  • избавиться от бесплодия и при родах;

  • студентам и школьникам она способствует в учебе и работе;

  • в случае материальных проблем;

  • излечиться от язв, рака и других болезней, а так же от  телесных, но и  душевных травм.

Геронтисса или Старица покровительствует пожилым людям. Перед ее образом читают молитвы о здравии родителей.Кнопка доступ

Подарок № 3. Книга “Икона в доме”

Из которой вы узнаете:

  • рекомендации по устроению домашнего иконостаса,

  • где разместить дома иконы и в какой последовательности,

  • каким образом надо относиться к иконе, 

  • куда девать прошлогодние церковные календари и изображения ликов  святых,

  • какие иконы надо иметь в доме,

  •  что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации,

  • как правильно вышивать иконы, чтобы их потом освятили в церкви,

  • что делать, если нужна икона, но в храме или церкви ее приобрести нет возможности.. кнопка заказать

 Бонус: Все Сны Пресвятой Богородицы

богородица1 аним

Сны Богородицы являются “народными” молитвами. По сути, это заговоры на разные нужды, в основном на защиту от врагов, неприятностей, воров, на благополучную и долгую жизнь. Их можно читать в сложных жизненных ситуациях, перед важными делами, перед уходом из дома. 

Только сегодня Вы можете приобрести сразу 5 книг по специальное цене:

Сборник молитв на всякую потребу + Книги: “Икона Божьей Матери «ЭКОНОМИССА» – помощница в доме” + “Геронтисса – женская икона Божией Матери” + “Икона в доме” + “Все Сны Пресвятой Богородицы”

кнопка хочу

А с друзьями и подругами страничкой поделиться не забыли?

рассказать друзьям и получить подарок
Понравилась статья, расскажи друзьям
Friend me:

3 комментариев к записи “Вся правда о Великом Посте”

  • Любовь:

    СпасиБог за ёмкий материал!

  • наталья:

    Огромное спасибо!Написано очень умно,доходчиво, читается легко и запоминается.Очень содержательно! Храни Вас,Господь!

  • петр:

    Благодарю за заботу о верующих и внимание к православным традициям! Да Хранит Вас Господь!

Оставить комментарий

Секс шоп Купить мед. справки

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.
snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake